Жара, лето, 40* за бортом, я решаю прибраться, пока малыш спит, и оказываюсь жестоко запертой мужем на балконе. Уходя на работу, он заглянул попрощаться, страшным шёпотом велел перестать шуметь, чтобы не разбудить ребенка, и в раздражении нечаянно повернул ручку балконной двери. Я спокойно домыла окна – не ему же укачивать, если что – толкнула дверь и обнаружила, что попасть обратно я не могу. Малыш, уже умеющий ползать, любознательный и подвижный, остался один в квартире, где нараспашку открыты все окна.

50 метров до земли, не докричаться. К соседям сверху, у которых был телефон, вел пожарный люк, но не было лестницы. Была демонтированная страховочная решетка, по которой я, трясясь и всхлипывая, смогла дотянуться до люка, но вот и все, собственно. Как подтянуться, не имея мышц, я не представляла. Ну, не совсем не имея мышц – дети выросли у меня на бедре – но подтянуть 48 кг вверх да с выходом силы? К этому судьба меня не готовила, и родина такие задачи передо мной не ставила.

Ну, лишних соплей не разводя, скажу, что муж по звонку примчался мгновенно, снял рыдающую, всю в крови, бикини, и ржавчине, жену с люка, ну а малыш продолжал спокойно спать дальше. Я же начала «качаться». Был установлен турник в общем коридоре, стал он сильно популярен у соседей, а я вырастила у себя мышцы. Ну как мышцы – маленькие бугорки на тонких ручках.

И вот как-то сидим мы в дружной веселой компании, и я там рассказываю эту историю. Горжусь собой – неимоверно. И тут подруга удивленно спрашивает – а почему ты не разбила дверь? И если честно – не только эта мысль в принципе не пришла мне тогда в голову, я и сейчас до конца не знаю ответ на этот вопрос. Но не об этом речь. Смотрите, говорю, какие у меня теперь бицепсы! И показываю свой бугорок. Я целый раз теперь могу подтянуться! -- Целый раз! – смеются мужики. Ну, похихикали, поколыхались стокилограммовые тела и мое, стройное и изящное. И тут один из них посерьезнел и говорит, -- а знаете, если б у меня были такие «бицепсы» – я бы и раза подтянуться не смог.

В общем, большие мускулистые тела снова ржали взахлеб, вытирая слезы. А я вот подумала – ну ведь по большому счету, какая разница, насколько кто из нас силен? Есть ведь Малыши и Толстяки. И сидим мы тут с Татьяной и Наташей. Anyway, как вам нравится название «Бугорок»?
Отдыхаем мы на даче у друзей. Люди они исключительные – веселые, хлебосольные, поэтому каждая поездка к ним на дачу – праздник. Плов, который они делают на огне – легенда, шашлыки и водка всегда безупречны, а вечером обязательно баня. Ну и значит расклад такой: мужики парятся, жёны втихаря курят за углом, дети спят, а я лежу на лужайке между домом и баней, распластавшись на траве, и гляжу в бесконечное небо с огромными звездами. Лепота!

На пороге бани появляется полковник, красивый аки Зевс, и совершенно обнаженный. Я поворачиваю голову и взгляд упирается туда, докуда удалось приподнять веки. Очень философски, без всякой задней мысли – клянусь! – я изрекла, мол, вот надо же, такой маленький, и какими большими они у вас становятся, когда надо… Полковник смотрит вниз, берет в руку предмет обсуждения, чтобы оценить размер, и, слегка вытягивая, начинает возражать – что маленький-то, что маленький…

За этим занятием его и застает жена, в тот момент вырулившая из-за угла.
Отголоски семейного скандала еще долго звучали эхом войны, и прекратились, только когда полковник, измученный стыдом и виноватившей его женой, позвонил и спросил, как вообще к этому всему относиться. Я пожала плечами: если у мужчины прекрасное тело – чего его стыдиться-то?
Моя подруга – джана моя -- поехала в ЛА навестить одноклассников, встретила Того Самого и осталась жить в Glendale. Как-то посещала родню неподалеку, и как представилась возможность, рванула к ней на вечерок. Сначала вечерок, потом ночью мы втроем с ее супругом лазили по горам, по заборам на обзорную площадку, потом был ресторан с видом на огни в долине, дико романтично. А утром мы с ней вышли на часик прогуляться, ну и вот. Вернулась я к своим очень поздно вечером.

Сижу, наклеиваю пластырь на ноги, стертые в кровь, шиплю от боли. Неудачные босоножки, а ходить пришлось много. Родственница меня спрашивает, – А почему пришлось так много ходить, почему ты задержалась так надолго? – Да вот, говорю, вышли на часок погулять, да так разговорились, что день прошел. Проблемы обсуждали, когда ходишь, лучше думается. – Она что, вывалила на тебя свои проблемы?! У нее вообще, совесть есть?! – она изумилась страшно. Я ошарашилась не меньше: -- Что значит, совесть есть? Что значит, вывалила? А для чего, по-твоему, нужны друзья? – Ну знаешь, для проблем есть шринки, а друзей грузить – хуже нету.

Потом я это от разных эмигрантов слышала еще много-много раз. Молодцы, думаю, следят за своим психическим здоровьем. А то знаете ж как, в здоровом теле здоровый дух редко бывает. Счастливые, наверное, у них семьи. Не так все оказалось радужно, не так. Пытаюсь безуспешно общаться с другой родней. Менталитеты наши за 30 лет разошлись чудовищно. Что ни сделает дурак, все он сделает не так. Дурак априори я, омериканское высокомерие льется в виде вальяжного снисхождения к убогим. Причины оного непонятны, потому что социальный статус одинаков. Демократия в действии выглядит так: «Да как ты можешь так говорить?», «Не дай Бог ты на улице это брякнешь!», «Ну ты даешь! Как ты вообще так думать можешь!» Так что вместо задушевных кухонных разговоров (свадхьяя на йожеском) -- small talk. Который Будда запрещает. Но очень хорошо для пищеварения. Возможно. Хорошо хоть лагер не под запретом.

Джана моя навестила нас в этом году, после семи лет относительно счастливого брака в солнечном городе, где всегда тепло и вокруг все свои. Мы довели человека до ручки: из-за джетлага она не могла спать ночью, а днем мы ходили в парки-усадьбы, на выставки, театры, в рестораны, мы говорили и не могли наговориться, потому что, оказывается, «там хорошо, девочки, но такого там нет. Я не знаю, почему. Нет там этого. Я – вы не представляете – как я по общению, настоящему, человеческому, общению скучаю».
“America, America, God shed His grace on thee…
Девятый класс выпустился. Полный зал родителей, красная скатерть на трибуне, воздушные шарики, открытые окна, жара. Девятый класс получил аттестаты, руки были пожаты, речи были сказаны. Начался концерт. Я сидела в зале, в принципе, готовая умиляться, но совершившая страшную ошибку – трезвая.

Они очень старались, когда организовывали концерт. Детишки танцевали русские народные танцы, развевали платочками. Платочками, Карл! Но я терпела. Девушка с партнером – чемпионы, все дела, меж прочим – станцевали танго. Девушка была девушкой, но танго я выдержала. Хотя – откуда мне знать? Я ж не хуй с горы. Но потом выступили учителя – учителя нарядились гномиками. И если есть в русском языке словосочетание «учительская самодеятельность», то это потому, что мы прокляты. Но я дала себе еще один шанс.

Вышла отличница, красный аттестат, или что там у них в девятом классе выдают, в общем, гордость школы. У Гордости был великолепный! голос и отличный аккомпанемент. Гордость исполнила песню Hallilujah (Leonard Cohen). Обожаю эту песню. Моя проблема заключалась в том, что я точно знала, что эта девочка знает английский, но что значит “when I moved in you, the Holy Dove was moving, too” она, возможно, знает буквально – раз ТАК поет – с этим в тот момент я примириться я не могла. Тут, знаете ли, надо выпить.

А потом выступила родительница. С искренней благодарностью к учителям, она сказала примерно следующее. Видать, готовилась, сука. «Сегодня, в этот трогательный и торжественный день, мы, родители 9-«ХЪ», хотим поблагодарить наших замечательных педагогов, которые открыли нашим детям дорогу в будущее. Ведь, как известно, словом «педагог» в Древней Греции называли рабов, которые были настолько бесполезны, что им можно было доверить только одно: довести детей до «школы», то есть детской площадки…» Гробовая тишина на пять минут после этого – БЕСЦЕННО.
Буллинг в школе явление нормальное. Думаю, каждый из нас был задирой, был жертвой, и был свидетелем травли хотя бы один раз в жизни. ПТСР от общения с соплеменниками присутствует у каждого из нас. Поскольку у моих детей всегда была, так сказать, активная жизненная позиция, вызывали меня в школу на регулярной основе. Было поучительно наблюдать социализацию в действии. Ну и грустно, конечно.

Ну так вот, буллинг в школе – явление нормальное. Не только обыденное, но, более того, если через эту фазу своего развития ребенок не пройдет – будет плохо всем. Поймите меня правильно – я сейчас не имею в виду конфликты, которые можно разрешить с помощью жалобы учителю, или драку на равных, или словесную перепалку с оскорблениями и плевками ядовитой слюной. Соблюдать границы (получать по роже) и защищать себя (в рожу давать) можно более-менее успешно обучиться самостоятельно.

Я имею в виду настоящую, добрую, славную охоту многих на одного. Когда силы неравны, а деваться некуда. С харизматичным лидером, стаей поддержки, и молчащим большинством вокруг. Я наблюдала и принимала участие в разгребании травли детей детьми, травли детей учителями, травли учителей детьми, и никогда такого не было, и вот опять. Я даже в какой-то момент начала читать книжки всякие по психологии, потому что ну невозможно же ж.

Парадоксально, но жертвой травли может стать – любой. Конечно, мы ксенофобы (я – точно), поэтому отторжение будут вызывать все, кто отличается. По какому признаку – неважно. Важно – чувствовать себя в составе группы, которая сплоченная, которая имеет цель. Поэтому там, где есть национализм, или религиозный фанатизм, или, как в нашей стандартной школе, запрет выделяться – буллинг неизбежен. Повторюсь – даже если нет возможности выбрать жертву по очевидным признакам, жертва все равно будет найдена, потому что нужно опробовать и отшлифовать социальные навыки управления, отточить мастерство выживания, ну и развлечься, конечно.

В разборках полетов поразительна была всегда реакция взрослых. С позиции родительской общественности, она различалась примерно так: папы говорили своим детям, что нужно бить в ответ. Что абсолютно невозможно, потому что травля – это не бой один на один, травля -- это когда силы изначально неравны. Папы обрекали своих детей на смерть. Мамы же топили за пацифизм и подставление щек, «обо всем можно договориться, Малыш», и фактически, как в тюряге, запрещали этим – защищаться.

Ну и хрен бы с ними, с родителями. Учителя, школьные психологи, администрация – вот люди, получившие профессиональное образование в области педагогики, возрастной психологии, what not. Как там у Бисмарка, в общем. Я склоняюсь перед этими людьми. Если бы они в своем классе из 38 человек имели каждого ученика, как мои сыновья – а мои сыновья определенно -отличались- – они сошли бы с ума. Впрочем, мне тут подруга сказала, теперь учителям нужно целое психиатрическое освидетельствование проходить. Ну, молодцы. Толку то.

Реакция профессионалов педагогики на буллинг была для меня одно время малопонятной. Мне, как маме, когда организатором травли выступал мой сын, рекомендовалось дать ему ремня. Это я завсегда, конечно. Но смысл? Сделать из него маленького барабанщика? (Кто не видел «Маленькую барабанщицу», -- рекомендую). Но моим тоже доставалось. Шоком для меня был организованный нашим Дорогим классным руководителем акт публичного порицания хулигана в стиле Макаренко. Каждый ученик класса написал нечто вроде записки, что он сугубо осуждает причиненный Васе Пупкину ущерб, и было проведено публичное аутодафе обидчика с зачитыванием этих записок. Публичное! Я, в принципе, должна бы быть благодарна, конечно. Родители этого мальчика забрали его из школы. Ну и в общем, если честно, все выдохнули.

Но видимо я что-то не понимаю в педагогике. В моем понимании, профессиональными педагогами в мир был выпущен Маленький барабанщик. И либо он соберет свою банду, и станет грозой района, и его посадят (надеюсь хотя бы на это), либо он станет сломленным неудачником, которого – изгнали из стаи, со всеми вытекающими. Его изгнали из стаи, когда он был маленьким, когда он проверял, что можно и что нельзя, и как можно и как нельзя, и все это было -- под присмотром Больших и Умных взрослых. От него тупо – избавились. Ведь я не говорю про детей с психиатрическими диагнозами, которые по определению опасны для общества и для себя. Я говорю про возрастные этапы развития личности человека. И кажется, как это было написано в одной книжке по психологии, такое поведение называется БОЙКОТ и расценивается как ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

У моих детей была хорошая школа. Конфликты разбирались сразу, выслушивались все стороны, и по большому счету атмосфера была доброжелательной и конструктивной. А потом я начала всю эту байду обсуждать с другими людьми – и оказалось, что многие прошли через школы, которые управлялись не администрацией, администрация давала уроки и от своей воспитательной цели абстрагировалась полностью, хотя, возможно, именно это и было воспитанием как таковым – через школы, которые управлялись уличными бандами. По законам Диких Джунглей.

Меня заинтересовали приматы. Вот, с просторов Интернета, от Фёдора Глазницына. «Отношения между различными группами горилл довольно напряжённые. Обычно их быт устроен так, что каждая группа обитает на своей территории, а встречи между представителями различных семейств почти исключены. Но в тех случаях, когда встреча всё-таки состоялась, альфа-самцы начинают показывать друг другу силу, издавать устрашающие звуки и делать грозный вид. До драки в таком случае доходит крайне редко, так как бой между столь сильными животными может закончиться плачевно для всех его участников.»

Оттуда же: «Конечно, у шимпанзе также есть иерархическая пирамида, вершину которой занимает главный самец. Однако, в данном случае он хоть и может многое себе позволить, но не делает этого, предпочитая дружеские отношения со своими сородичами. То же касается и еды, которая часто делится поровну между всеми обезьянами. При таком лояльном отношении изменение иерархии у обезьян этого вида не даёт существенных бонусов. Безусловно, подобный тип взаимодействия нуждается в богатой системе условных сигналов, которыми в совершенстве владеют шимпанзе.»

С помощью наших условных сигналов – языков людей, математики, программирования -- мы создали такую прекрасную вещь, как компьютерная мышь. И что характерно – никто, ни один человек на свете, не может ее сделать один. Знания – от математики и электроники – до экономики – до организации производства -- до процессов нефтедобычи и обработки материалов и т.д. – один (1) человек в себе вместить и все организовать – не может. Говоря же про обезьян – оба вида сосуществуют в нашем мире. Так что – и мы не пропадем, при любом раскладе. Ну, не будет у нас компьютерных мышей. Будут живые, органические. Прорвемся.

Получайте новые истории, мемы, анекдоты и другое на ваш телеграм Присоединиться к нашему Telegram каналу.

Вы также можете посылать нам ваши новые истории и прочее. Посылайте на наш телеграм бот, и будет опубликовано на сайте. Присоединить Telegram бот для ваших историй

Правила пользованияСоглашение об использовании данныхО нас