В советской школе всё было просто. Учитель говорил - ты записывал. Учитель орал - ты стоял. Учитель молчал - ты боялся. И при этом все всё знали! Потому что боялись не двойки, а его взгляда, который мог сжечь дерево взглядом и вырастить дисциплину из пепла. Учитель был фигурой. Он входил - и воздух сгущался. Класс вставал, охламоны выпрямлялись. Учитель мог сказать одно слово - и судьбы корректировались. Уважали, да. Если учитель говорил: "Садись, два", то не потому, что он злой, а потому, что ты - тупой. И никому не приходило в данную тыковку оспаривать что-то в Комитете по правам человека. А потом начались девяностые. Учитель проснулся - страны нет. Зато вылупились предприниматели, которые ещё вчера списывали со шпор, и вот уже предлагают купить у них мел по оптовой цене. Кто преподавал английский - уехал. Кто физику - чинил телевизоры. Кто историю - писал новые учебники. И только трудовик остался на своём месте - потому что познал дзен через табуретку. Зато появился новый герой - репетитор. Человек, который понял, что уважение не вернуть, но цену поднять можно. Затем пришли нулевые. Всё вроде стало лучше. Учителя начали получать зарплату - маленькую, но настоящую. Школы - ремонт. Ученики - телефоны. Директора - гранты. Родители - нервный тик. Тогда всё казалось простым. В стране уже поставили латку на пробоину, но болтами её еще как-то не закрепили. Сквозь щели медленно сочилась та самая либеральная полудозволенность - вроде бы не опасная, но ядовитая, как багульник в болотной среде. Свободы - море, ответственности - чайная ложка. И школа, как всегда, впитывала всё первой. Никто не знал, чему учить - знанию, свободе или оптимизму. Сейчас - другое время, другие запросы. Требования к школе - почти как к министерству обороны, только без бюджета. Маленькая лаборатория нормальности, где пытаются вырастить не "вундеркиндов", а просто людей: с мозгом, сердцем и чувством меры. Да, современная школа - ещё не чудо педагогики и не шедевр воспитания, но жаловаться - грех, честное слово. Есть с чем сравнивать. Западная и европейская школы - вообще шедевр по производству бесформенной жижи с человеческим лицом. Главное - никого не обидеть. Если ученик считает, что Земля - плоская, учитель должен уважать его мнение и дать направление в НАСА. Там теперь не учат, а сопровождают. Сидят с детьми в кружке и спрашивают: "Что вы чувствуете, когда видите логарифм?". И если кто-то скажет "отвращение и унижение" - это будет принято с уважением, потому что у каждого ребёнка - своя математика счастья. И это я ещё не пишу про Неделю инклюзии и разнообразия. Тут отдельный пост нужен. Про тех "учителей", кто убеждает детей стать "самими собой". Мол, гендер - это не константа, а творческий, мать его, процесс. А в России, между прочим, всё налаживается. Потихоньку. Пока не везде, но учителя снова нормально учат, дети снова нормально учатся, и школа перестаёт быть полигоном для психоэкспериментов. Всё меньше ищет "внутреннего ребёнка", всё больше спокойно воспитывает внешнего. Того, который орёт, дерётся и списывает. Дети перестают "самовыражаться" на уроке и начинают выражаться словами из учебника. Родители меньше спорят с педагогами, потому что наконец поняли: учитель - не обслуживающий персонал, а человек, который знает, где у вашего ребёнка мозг. Всё возвращается. Потихоньку, по-русски. И есть надежда, что из детей вырастут не "уникальные единицы Вселенной", а нормальные люди. С головой, руками, честью, совестью и пониманием. Так что с праздником вас, наши дорогие! С Днём учителя! Вы - последние романтики, которые до сих пор верят, что ребёнка можно выпрямить не указом, а любовью к своему делу.Источник