Париж. Аукцион. Синий прямоугольник. Два метра вдохновения, четыре метра отчаяния. Картина. Огромная. Молчаливая. Как памятник самому факту, что в мире слишком много богатых и слишком мало занятых делом. Восемнадцать миллионов евро. Стоит публика - смотрит. Кто-то кивает, кто-то делает вид, что плачет. Но в глазах у всех одно: "А вдруг я просто не понимаю?". Нет, друг мой, ты понимаешь. И активно участвуешь в афере. Автор взял краску, намазал. Равномерно. Сказал: "Это - суть бытия". Для восемнадцати лимонов - ещё бы не суть! Между прочим, чувак запатентовал новый цвет, назвал его "Международный синий Кляйна". То есть теперь, если небо внезапно окажется точно такого оттенка, метеослужба должна заплатить роялти. Скажи я кому-нибудь в восьмидесятых: "Вот, купил себе кусок синего за восемнадцать миллионов" - меня бы повели к домашнему психиатру, дяде Лёве, соседу, сорок два года проработавшему на стеклодувном заводе. У него такой опыт, такой опыт. И дело тут не в миллионах, а в том, что для дяди Лёвы, к примеру, синий цвет - это была не идея, а состояние лёгких после смены. Сейчас у них всё замечательно, у творцов. Взял доску, прибил банан, назвал "Крик системы" - и вот уже инсталляция. Банан съеден - "гений" остался. Художники месяцами писали пейзажи, искали свет, воздух, тень, характер… Теперь - банан, доска. Всё. - Нарисуй дерево. - Это неактуально. - А синее пятно актуально? - Да, это концепция внутреннего я. - Так покажи своё внутреннее я. - Уже показал. Вон, на стене. - А, ну да. Вытирайте. Знаете, в чём ужас современного искусства? Там уже не художники - брокеры чувств. Они не творят - продают ощущение причастности к смыслу. А ты стоишь такой на модной выставке - неважно где: Париж, Москва - и думаешь: “Господи, а где хоть один нормальный пейзаж?". Хочется Шишкина. Нет, ну правда хочется. Чтобы дерево было деревом, а не внутренним состоянием дуба после колоноскопии. Хочется Айвазовского. Чтобы море шумело, а не сидело на стене, как обои в спа-салоне. Хочется просто реализма. Без претензий. Без концепции. Без вот этого синего воздуха. Мир и так уже слишком концептуален. Каждый третий теперь - художник, каждый второй - эксперт, каждый первый - объект искусства по неосторожности. А они стоят, смотрят. Серьёзные такие. И кажется - сейчас начнут чувствовать. Но не чувствуют. Просто проверяют, не видно ли, что они не чувствуют. Очень хочется, чтобы кисть снова писала, а не подписывала чек. Хочется, чтобы искусство снова объясняло мир, а не оправдывало цену. Сегодняшний мир перевёрнут с ног на голову. Тут аплодируют пустоте, дарят премии за молчание и делают селфи на фоне бессмысленности. Один большой сюр. Вот почему хочется реализма. Настоящего. Доброго, честного, простого. Чтобы у песка был шорох, у человека - лицо, а у жизни - смысл. Потому что абстракции, сюрреализма, гротеска и прочего безумного креатива, на этом маленьком шарике во Вселенной, нам и так уже хватает.Источник